Развивающий коврик для детей – это комплексная развивающая игрушка, состоящая из различных игровых элементов.
Главное его предназначение – развитие мелкой моторики, сенсорики, координации и тактильных ощущений.
Вы можете приобрести коврик как в магазине, так и сделать развивающий коврик для детей своими руками.
В нашей статье мы расскажем чем полезен такой коврик для ребенка и как можно сделать развивающий коврик самостоятельно.
Одной из основных задач хороших родителей является создание творческой развивающей среды для малыша. И, пока малыш еще очень мал, развивающий коврик будет для него такой средой, так как он включает в себя все необходимые элементы для первоначального развития грудничка.
Развивающий коврик позволяет развивать детишкам мелкую моторику, которая напрямую связана с развитием речи.
Коврик позволит вашему малышу все хватать, перебирать в пальчиках, мять, рвать.
Коврик так же поможет вашему ребенку сформировать представление о форме, размерах, цвете, вкусе, запахе предметов позволяет сенсорика.
А прикосновение к предметам уже дает возможность на ощупь определять их свойства – то есть развивать тактильные ощущения.
Развивающий коврик, особенно если сделать его своими руками можно использовать и как массажный – на нем можно разместить достаточно деталей, которые будут массировать пяточки вашего ребенка.
Таким образом, коврик будет способствовать также физическому развитию и оздоровлению.
Для детей, какого возраста предназначен развивающий коврик
Главное преимущество использования развивающего коврика в том, что применять его можно практически с самого рождения. До какого возраста ваш ребенок будет с ним играть, зависит только от вас.
Если вы планируете сшить развивающий коврик своими руками малышу до года, необходимо применить как можно больше сенсорных и тактильных элементов, мелких деталей для развития моторики.
Если же коврик задумывается для ребенка старшего возраста, он превращается в обучающее и развивающее пособие.
Чем сложнее будет коврик – тем больше в нем будет возможностей для развития. Он может стать вашему малышу помощником не только в изучении форм, цветов и размеров, но и животных, букв, цифр, материков и даже планет. С некоторыми ковриками детишки не хотят расставаться и в 5 и в 7 лет.
Помните, что если ваш ребенок еще очень мал, нужно ограничивать время игры с ковриком. Он вызывает у малыша массу впечатлений, эмоций, и может быстро утомить. Чем старше ваш ребенок – тем больше времени можно проводить, развиваясь на коврике, и тем больше различных вариантов игр.
Игры с развивающим ковриком
Количество и качество игр с развивающим ковриком зависит от полета вашей фантазии, а чуть позже – и от изобретательности вашего малыша.
Ведь своим примером вы покажете ему, сколько открытий можно совершить, манипулируя простейшими предметами, и будете систематически развивать его воображение!
Перечислим только некоторые варианты игр с ковриком, а дополнять этот список можно до бесконечности.
Рассматривание и наблюдение. На первых порах даже этого достаточно, чтобы получить новую информацию и знания.
Знакомство с ковриком. Показываем малышу, что шуршит, что звенит, что открывается, отстегивается, расшнуровывается. При этом можно рассказывать веселые стишки, потешки по теме, петь песенки. Постепенно малыш сам освоит все манипуляции.
Секретики и сюрпризы. Чтобы мотивировать ребенка поскорее научиться справляться с разнообразными застежками – можно под ними кого-то или что-то спрятать.
Сбор урожая. Элементы на липучках можно собирать и складывать. Например, цветочки в букет, овощи или грибы – в корзинку.
Изучение цветов, форм и размеров, понятия «больше-меньше». Если слон не может зайти в дом, значит, он больше, чем дверь.
Изучаем овощи, фрукты, животных, птиц, буквы, цифры, времена года, время и т.д.
Играем в ролевые игры.
Сочиняем сказки , и играем в них вместе с малышом. Со временем он поразит вас своими сочинениями.
Шьем детские развивающие коврики своими руками
Подготовка
Для начала необходимо определиться какой коврик вы хотите сшить. Необходимо рассмотреть все идеи. Развивающие коврики, сшитые своими руками, могут быть разных размеров; разных форм; цельными, либо состоять из частей; двусторонними и односторонними; с бортиками и с дугами; музыкальными и т.д.
Собираем и анализируем всю имеющуюся информацию по развивающим коврикам. Выделяем для себя наиболее интересные варианты и подробно их изучаем.
Создаем проект своего коврика
Этот наиважнейший этап включает в себя следующие пункты:
- Концентрируемся, пробуждаем нашу фантазию и творим в своей голове определенный образ будущего произведения, т.е. развивающего коврика.Это не может быть бессмысленный, нелепый подбор аппликаций и фурнитуры. Должна быть осознанная и четко сформулированная идея!
- Переносим свою идею на бумагу. Определяем форму и размер коврика. Можно сделать подробное описание – от общей картины до подробного описания отдельных элементов.Необходимо также ясное обоснование и цели, которые помогут вам развить вашего малыша при помощи именно такого коврика. Делаем выкройки коврика и его элементов.
- Изучаем виды тканей и фурнитуры и определяем, что бы нам хотелось использовать, и что будет уместно в нашем проекте.
Выбираем материалы для детского развивающего коврика
Наиболее часто используемые материалы:
Ткани:
- Однотонная плотная ткань для основы (например, костюмная) и нескользкая ткань для изнаночной стороны.
- Синтепон в качестве наполнителя
- Клеевые прокладочные материалы
- Тонкие ткани – ситец, бязь
- Плащевка
- Драп, фетр
- Атлас
- Джинса, вельвет
- Бархат
- Жатые ткани
- Махровая ткань
- Кожа, замша, мех и т.д.
Ткани нужно выбирать яркие, разноцветные, с интересным рисунком. Перед тем, как идти в магазин, проверьте содержимое ваших шкафов – наверняка там окажется несколько давно невостребованных вещичек, либо лоскутков.
Кстати, в ателье тоже часто остаются лоскуты ткани, которые добрые портнихи с удовольствием отдадут вам безвозмездно (то есть даром), а те, что похитрее, попросят за них какую-нибудь копеечку.
В магазин же вы идете, точно зная перечень необходимых тканей и размеры лоскутов.
Фурнитура:
- Кнопки
- Липучки
- Велькро
- Молнии
- Пуговицы
- Ленточки
- Резинки
- Шнурки, тесьма
- Бусинки
- Пайетки
- Разноцветные камешки и пр.
Прочие элементы:
- аппликации
- полиэтилен
- игрушки-пищалки
- шерстяные нитки
- различные наполнители: фасоль, горох, пшено, греча и пр.
- зеркальная пленка
- музыкальные модули и т.д.
Это далеко не все виды фурнитуры и других материалов, которые можно использовать. Сходите в магазин сначала с ознакомительной целью, изучите ассортимент. Затем дома обдумайте, что из этого разнообразия подойдет для вашего коврика, а затем уже с готовым списком смело шагайте повторно. Чем больше будет использовано вариантов застежек, отделки – тем более развивающим получится ваш коврик.
Воплощаем замысел в жизнь – шьем развивающий коврик своими руками!
Итак, все необходимые материалы куплены и подготовлены: ткани чистые и проглаженные, рассортированные по цветам, нитки подобраны к ним по цветам, фурнитура аккуратно разложена по коробочкам. Приступаем!
Условно можно разделить работу на две части: работа с крупными деталями (используем швейную машину) и работа с мелочью (пришиваем вручную).
Этап 1. Шьем основу
Основа состоит из двух отрезов ткани. Для верхней части, как правило, выбирается однотонная плотная светлая ткань, например, костюмная. На нее достаточно легко пришиваются все элементы. Для нижней части основы лучше выбрать нескользкую плотную ткань, например джинсу. Когда ребенок начнет ползать, коврик не должен ползать вместе с ним. Между двумя выкроенными отрезами помещаются слои синтепона, поролона или другого наполнителя. Если в вашей квартире прохладно – лучше сделать несколько слоев наполнителя, чтобы малыш мог лежать на полу без опасения простудиться.
Этап 2. Создаем фон
Для фона мы используем крупные куски ткани, поэтому кроить их можно прямо на основе. Фоном может быть лес, море, небо, поле и т.д. Можно подколоть куски ткани булавками, а можно и приметать – кому как удобнее. Затем прострочить на машинке. Если посадить ткань на клеевую основу – она прослужить дольше, не будет сыпаться и распускаться.
Теперь на фон накалываем крупные плоские части коврика – дома, деревья, дороги, реки и т.д. И пришиваем их на машинке.
Этап 3. Изготавливаем элементы
Этот процесс весьма трудоемкий, т.к. каждая деталь должна быть выполнена с максимальной тщательностью.
Элементы могут быть стационарными — их нужно пришивать крепко. Могут частично двигаться – например, бабочка, которая машет крыльями. Либо быть полностью подвижными – это, как правило, элементы на липучках, которые можно перемещать по всему коврику.
Этап 4. Накладываем элементы на фон
Лучше всего разложить все готовые элементы на фоне, а затем определить последовательность их добавления. Более крупные элементы можно будет пристрочить на машинке, часть из них будут объемными. Даже цвета ниток можно подобрать заранее. Если вы будете учитывать все факторы, то намного упростите и ускорите процесс работы.
Этап 5. Ручная работа
Этот этап подразумевает усидчивость и терпение, но если вспомнить, что он последний, можно немного потерпеть, не правда ли? А еще развитие мелкой моторики и нам, мамам, совсем не помешает – развивать ее можно всю жизнь.
Достаем наши коробочки с фурнитурой, раскладываем на коврике, оцениваем эстетичность. Если все хорошо — начинаем пришивать.
На каждом этапе работы по созданию коврика следует помнить о безопасности ребенка. Любая бусинка или пуговичка может быть как развивающим элементом, так и опасным предметом. Все мелкие детали должны быть надежно пришиты. Нитки должны быть крепкие. Пуговицы можно укрепить дублирующими пуговицами с изнаночной стороны.
За ковриком необходим регулярный уход. Стирать следует, разумеется, вручную, открепив при этом подвижные элементы. Если в каких-то местах ткань начала расползаться, необходимо сразу подшить или заменить. То же касается и фурнитуры, за ее надежностью нужно следить с особой тщательностью. Развивающий коврик замечателен тем, что он подобен живому организму – может изменяться и расти вместе с вашим малышом. Что убрать, а что добавить – решать только вам и вашему малышу.
Развивающий коврик появился в обиходе сравнительно недавно и уже завоевал широкую популярность: в уходе за ребенком и его воспитании в раннем возрасте он способен заменить целый набор вещей и в то же время практически не отнимает полезной площади жилья. Соответственно, цены на эти предметы явно завышены, поэтому желающих сделать с нуля развивающий коврик своими руками хоть отбавляй, тем более, что в домашних условиях это вполне возможно и не требует сколько-нибудь существенных затрат.
Однако, если просмотреть широко известные руководства по изготовлению развивающих ковриков, то они сводятся преимущественно к указаниям, какой брать материал, как кроить, вести строчку, набивать и т.п. А в остальном – что-то вроде «родители могут проявить свою фантазию и выразить индивидуальность». Свою? Но коврик-то должен помогать ребенку формировать личность, а у взрослых она уж такая, как есть. Потом, мама, скорее всего, шить уже умеет, раз смотрит сайты для рукодельниц, а не торговые каталоги. В данной публикации мы постараемся прежде всего дать читателям представление, какой развивающий коврик для детей в каком случае будет лучше и как его сделать исходя из особенностей детской психологии. Хотя и кройка с шитьем тоже не останутся в стороне.
Технологически большинство развивающих ковриков равноценны стеганому одеяльцу, хотя возможны и другие варианты исполнения, см. далее. Собственно развивающие элементы в нем – разного рода аппликации, карманы, клапаны, объемные мягкие накладки. Как свести все это в единое изделие, см. напр. мастер класс:
Видео-мастер класс: развивающий коврик своими руками
А мы попробуем разобраться, как придумать полезную для малыша и занимательную для него композицию. Точнее – каких рамок следует придерживаться, фантазируя о будущем самодельном развивающем коврике.
Примечание: при прочтении дальнейшего о композиции коврика в мастер-классе могут возникнуть вопросы, о чем мы еще поговорим.
От 0 до 7
Напомним вкратце основные стадии развития маленьких детей. Учтите только, что указанные возрастные границы условны; индивидуально они могут существенно различаться. Итак:
- 0-6 мес. – несмышленыш. Ощущения почти полностью органические («внутренние», продиктованные состоянием организма). Формируются основы зрения: четкое видение (взгляд становится осмысленным), адаптация к освещенности. Обратная связь с внешним миром инстинктивная: крик, улыбка, нецеленаправленные движения.
- 0,5-1 год – ползунок, учится распознавать информацию от органов чувств и распоряжаться ею, совершая пока еще неуверенные движения. Примерно от года ему уже пойдут на пользу развивающие игрушки и предметы, в т.ч. коврик, дающие тактильные и зрительные ощущения. Цветовое зрение еще несовершенно, синяя гамма воспринимается затемненной и с плохо различимыми тонкими оттенками, а красные и желтые тона – чрезмерно яркими, «полыхающими».
- 1-3 года – ходунок, ребенок учится управлять конечностями и совершать целенаправленные движения. В зрении понемногу набирают «соку» синие тона и притухают теплые. Набирает точность «дальномер» бинокулярного зрения, но его геометрия пока искажена: предметы кажутся огромными, пухлыми. В возрасте 2-3 года ребенку нужен уже развивающий коврик с игровыми элементами. Появляется первая точная обратная связь с миром – речь.
- 3-5 лет – важнейший «эволюционный скачок»: человек начинает мыслить, сопоставлять причины со следствиями, делать элементарные выводы о причинах происходящего и прогнозы на будущее исходя из анализа текущей обстановки. Моторика, органы чувств и речь совершенствуются, но отвлеченного мышления пока нет: мирок малыша – его вещи и ближайшие окрестности, а его центр – мама. Причинно-следственные связи осознаются простые непосредственные.
- 5-7 лет – развивается образное мышление. Нормально развитый ребенок способен уже отслеживать 2-4 ступени причинно-следственных связей и, соответственно, совершать целенаправленные движения из стольких же фаз. Цветовое зрение – почти взрослое, и во всем прочем ребенок уже не малыш. Следуя правилу онтогенеза, это переход от первобытной дикости к цивилизации: ребенок уже понимает, что мир это не только то, что он непосредственно ощущает, а нечто огромное, но вполне познаваемое, преобразуемое и пригодное для использования. Коврик, может быть, еще сгодится, но для каких-то других целей: в развитии он свое дело сделал, в школу пора.
Примечание: правило, или принцип, онтогенеза в биологии гласит, что любой живой организм в своем индивидуальном развитии (онтогенезе) в какой-то степени повторяет биологическую историю своих эволюционных предков (филогенез). Правило это справедливо и для человека. Напр., у человеческого зародыша в начальных стадиях беременности на некоторое время появляются… жабры. Потом, еще в утробе матери, они исчезают и заменяются легкими.
А нужен ли он вообще?
Педагоги, педиатры и детские психологи пока не пришли к единому мнению, полезен ли безусловно ребенку развивающий коврик. Согласие есть лишь в одном: развивающий коврик для малышей благотворен, только если мать регулярно и как можно большую часть времени игровой активности ребенка занимается с ним или хотя бы внимательно присматривает. Иначе на коврике способен замкнуться весь мирок ребенка, и он может вырасти интравертом, или, еще хуже, аутистом, не умеющим органично вписаться в человеческое общество и адекватно реагировать на обстоятельства жизни. Попросту говоря: коврик маму не заменит, хотя облегчить ее заботы может значительно. Если же матушка бросит своего на коврике развиваться, как может, а сама завеется куда-то, то будет только хуже.
Какой нужен коврик
«Оторвали мишке лапу/Уронили мишку на пол/Все равно его не брошу/Потому, что он – хороший!» Всем известно, как крепко дети привязываются к любимым игрушкам. Основа этого эффекта непробиваемая: инстинкт самосохранения. Пропажа или порча привычной вещи, безопасность, надежность и польза от которой, с точки зрения маленького, проверены – сигнал о какой-то опасности. Тем более страшной, что неизвестной. Именно поэтому, а не потому, что перешивать придется, детский развивающий коврик крайне желательно делать так, чтобы он стал любимым от момента возникновения потребности в нем до его пенсионной поры – обращения в прикроватный или просто к коврик для игр. Возможна и реинкарнация, для будущих новых членов семьи. Тогда на развивающем коврике должно быть интересно играть с младшеньким и ребенку уже не маленькому.
Удачные образцы такого рода самодеятельного творчества представлены на фото. О материалах для них поговорим ниже, а пока обратим внимание на:
- Деталировка разнообразная, но не слишком мелкая и не очень крупная: мелочи ползунку не разглядеть как следует, а очень большие однородные поля ходунку если не покажутся явно угрожающими, то и симпатии не вызовут;
- Цветовая гамма не кричащая, яркие детали мелкие, чтобы и совсем крохе в сопоставлении с собой не показались большими. Элементы синих расцветок в композиции не доминируют;
- Для ползунковой стадии предусмотрено много деталей с разнообразными фактурами – есть все возможности оттачивать осязание;
- Ходункам они же дают возможность упражняться в счете. Пока еще не осознанно, но потом понять, что 1 не 2 и не 3 и что «много» можно считать сколько угодно, будет проще;
- Кармашки, клапаны, завязки, застежки – учимся точно двигать пальчиками;
- Для мыслительных стадий – зонирование, неявное слева и явное справа. Организуя порядок в своем мирке, приучаемся к нему и сами.
Примечание: еще до стадии предметного мышления можно (может быть, с помощью детского психолога) определить, каким будет темперамент ребенка. В некоторых случая это возможно и для новорожденных, напр. с помощью правил наследования темперамента. Для холериков и меланхоликов предпочтительно неявное зонирование, а для сангвиников и флегматиков – явное.
О материалах
Сделать развивающий коврик лучше всего из натуральных тканей, гипоаллергенность которых (неспособность вызывать аллергию) проверена: атласа (для гладкой, но не скользкой основы), фетра, бязи, байки, джинсовой ткани. Шерсть не годится, она аллерген. Слабый, для взрослых безопасный, но кожа детей куда чувствительнее. По той же причине (нежная кожа) не подходит шелк, он очень легко электризуется и блестит сильно поляризованным светом, см. далее.
Современные синтетические ткани для детских вещей не уступают натуральным, но – только и только с соотв. сертификатом от проверенных производителей. Если синтетика неясного происхождения вроде бы ничуть не хуже х/б, это еще ни о чем не говорит: она может быть изготовлена из дешевого пластика, полученного с применением токсичных катализаторов. Остатки катализатора из волокон ткани могут выделяться в количествах, обычным лабораторным анализом не улавливаемых, но при длительном воздействии вредных для детей.
Наполнителем лучше брать синтепон, он гипоаллергенен и практически не накапливает статическое электричество. Мебельный поролон марки от 35 не так хорош, в сухом помещении заметно электризуется. Отлично подошел бы самый обыкновенный ватин – но, увы, до первой стирки. Что касается ниток, то наилучший вариант – пропиленовые. Они прочны, стойки, не аллергенны. Сами по себе слегка электризуются, но, если весь коврик антистатический, накопления заряда на обнаруживается.
Чего не надо
Указанные выше правила построения композиции детского коврика дают широкий простор фантазии родителей, поэтому следует и очертить границы, переступать за которые нельзя. Совершенно недопустимо зеркало на развивающем коврике, поз. 1 на рис., чем, между прочим, грешит немало дорогих раскрученных в торговле изделий. Дело не в том, что ребенок может испугаться своего отражения, совсем нет. Дело в том, что отраженный от зеркала прямой свет (а как его избежать наверняка?) поляризован до 100%. Для неокрепшего зрительного аппарата это очень вредно; ставить зеркало настоятельно не рекомендуется и в детской для больших детей.
Примечание: объемные детали в данном образце просто случайность. От них худа не будет.
Следующая грубая ошибка – однообразные предметы для ощупывания, поз. 2. Тактильное чувство должно развиваться всесторонне, как и прочие. И на поз. 3 – слишком большое блестящее поле насыщенного синего. Чем оно плохо – см. выше.
Далее на рис. идут примеры ошибок уже мало-мальски простительных. На поз. 4 синее поле приглушено, на поз. 5 его площадь относительно невелика. На поз. 6 расположение холодного цвета вообще-то неудачно, сказывается т. наз. эффект доминирования верха, но бледно-голубой колер его существенно нивелирует. Здесь главная ошибка – слишком детальная и сложная композиция, рассчитанная уже на достаточно развитое образное мышление.
Примечание: совсем отказываться от синего в колористике развивающего коврика, конечно, тоже плохо. Ребенок должен учиться различать и его. Тут имеет смысл, кроме выбора мягких оттенков, согнать синеву в центр коврика, где она будет психологически нейтральна, см. напр. видео ниже.
Видео: развивающий коврик “Подводный мир”
Ошибочность коврика на поз. 7, надо полагать, ясна в свете вышеизложенного: это слишком мелкая и лишенная ясного смысла деталировка зон. Как понять эти узоры человеку, мыслящему категориями «бяка – больно», «мокро – бух»? Также и на поз. 8: коврик явно для девочки, но что тут к чему в каждом секторе? Если дети, в силу неразвитого еще образного мышления, прагматики, то девчонки прагматики вдвойне. И остаются в большинстве своем таковыми всю жизнь. Этот же огрех, неясного смысла, на поз.8: зоны подходящего размера, явно выражены, но, чисто детский вопрос: а зачем здесь что? Сумеете объяснить своему?
Правильные коврики
Коврики для девочек
Деталировка развивающего коврика для девочки может быть достаточно подробной, как, напр. в мастер-классе в начале. Но при условии, что вся композиция семантически прозрачна и ориентирована в определенном направлении. Если же круг интересов дочурки пока неясен, то зоны нужно делать крупнее, четко выраженными, а с деталями в них также не мельчить, слева на рис. Девочки вообще предпочитают круглые коврики; круг интересов для будущей хозяйки не отвлеченное понятие. Интересов для успешного ведения хозяйства требуется много разных, и в таком случае зонировать круглый коврик нужно секторами, в центре. Если же коврик прямоугольный, то в середине обязательно должно быть свободное место для повелительницы этого мирка, справа; у женщин стремление к автаркии остается на всю жизнь.
Другие спецковрики
Для ребенка-непоседы, которого так и тянет куда не надо бы, хорошо подойдет коврик с мягким барьером, слева на рис. Большой детский ковер можно дополнить отдельным барьером, в центре.Он не обязательно должен быть с наполнителем, подойдет и совсем низкий барьер из помпонов. Как сшить детский коврик из помпонов, см. ролик вниз раздела, но таким же образом можно сделать бордюр на любом развивающем коврике.
Детские развивающие коврики со специальными возможностями
Мягкий барьер и психологически мягок, в отличие от ограждения детского манежа, и удерживает ребенка в его законной оперативной зоне ненавязчиво. Вдруг чадо любимое вознамерится натворить шкоды на стороне, в его головешке мелькнет нечто вроде: «Э-э-э… М-м-м… Исходя из анализа совокупности действующих факторов, путем тривиальных умозаключений приходим к выводу, что, в принципе, несанкционированная деятельность объективно возможна, да только весьма вероятно – мама заругает».
Для девочек очень-очень хозяйственных, в хорошем смысле слова, подойдет коврик с большими глубокими карманами и клапанами, справа на рис. Быть копушей для той же будущей хозяйки и домоправительницы не такой уж грех; в жизни может пригодиться так же, как храбрость для мальчишки.
Видео: коврик из помпонов для ребенка своими руками
Об автоковриках
Развивающие автоковрики преимущественно мальчишеские, хотя в современной жизни знание ПДД и умение управлять автотранспортом необходимы всем. Поэтому узкая специализация коврика на дорожном трафике не может считаться его недостатком. В конце концов, где сказано, что любимой игрушкой должна быть только одна? Или что к автоковрику нельзя сшить еще один, общеразвивающий?
Если ребенок играет с машинками на коврике сызмальства в одиночку, делать его желательно несколько стилизованным, детализированным и фактурированным, как описано выше, слева на рис. Если же его дисциплину вождения контролирует инспектор ГИБДД в виде старшего брата, деталировка допустима более подробная и приближенная к реальности, в центре. Но в любом случае ставить светофор у каждого перехода-зебры, или оставлять все зебры без светофоров, не надо. Лучше всего изобразить светофоры у 1-2 переходов, справа там же, чтобы усвоил: зебра она и в Африке зебра, со светофором или без.
Коврики с дугами
Развивающие коврики с дугами более чем заменяют детский манеж, не предъявляя в то же время явных запретов в виде его ограждения:
- Виртуально, но недвусмысленно определяют собственное пространство ребенка, не создавая в то же время физически непреодолимых препон; это способствует развитию самодисциплины с самого раннего возраста.
- За дуги и подвешенные к ним игрушки куда способнее хвататься, учась ходить, чем за барьер манежа.
- На коврике с дугами для ребенка вероятность шлепнуться с размаху навзничь (чего, между прочим, манеж не предотвращает) минимальна.
- Будучи уже вполне квалифицированным ходунком, с помощью тех же игрушек удобно делать потягушечки-порастушечки, поз. 1 на рис.
Дуги для самодельного детского развивающего коврика можно сделать по-разному. Наиболее прочные и недорогие получаются из пластикового гимнастического обруча, обтянутого синтепоном и обшитого тканью. Нужно только решить, как сделать их складными, чтобы по миновании надобности убирать и прятать.
В промышленных изделиях такого рода дуги часто ставят накрест и снабжают скрытым шарниром, поз. 2. Сделать его своими руками, учитывая мягкую обшивку дуг, сложно, а обвязывать перекрестье шнуром (поз. 3) или бантом – ненадежно.
Проще всего будет сделать дуги касательными и стык туго стянуть тесьмой или резинкой, поз. 4 и 5. Если ноги дуг соединить полосой фанеры толщиной 3-4 мм, то шатер из них получится не менее прочным и удобным для сборки-разборки, чем шарнирный. Соединяются ноги дуг фанеркой тоже несложно: в их концы загоняют деревянные пробки, а полосу-стяжку прикрепляют к ним с испода саморезами. Далее видимые деревянные детали ошкуриваются и красятся.
В стесненных жилищных условиях или, скажем, при долговременном выезде всей семьей на дачу, может пригодиться развивающий коврик-кроватка и одной дугой. В таком случае ее ноги ставят в нашитые снаружи на боковинах карманы. Для сна ребенку, чтобы рельеф коврика не давил, кладут матрац.
О фигурках для коврика
Фигурки для развивающего коврика, как уже сказано, шьют. Выкройки нескольких видов даны на рис. Дерево, слева вверху – простая аппликация. Указанные детали нашиваются на зеленый лоскут в виде кроны. А вот столь любимый маленькими бегемотик это уже что-то вроде текстильной камеи: он 3-слойный из одинаковых по форме лоскутов разных цветов. В последующих, снизу вверх, лоскутах, прорезаются окна, через которые проглядывает предыдущий или нижний слой. Фигурки из набора справа выполняются в той или другой технике.
Когда в семье появляется такое маленькое чудо как ребенок, молодые родители начинают задумываться о том, как обеспечить правильное физическое, эмоциональное и умственное развитие малыша. Столкнувшись с такой задачей, начинаются нелегкие походы по детским магазинам в поисках верного решения.
В наше время современная индустрия по производству дидактических игр, пособий и игрушек для детей разных возрастов не только находится на высоком уровне, но и продолжает стремительно набирать обороты. В частности, на сегодняшний момент немалым спросом пользуется такой универсальный товар, как развивающие коврики для детей - их можно легко сделать самостоятельно.
Один из мастер-классов по изготовлению небольшого круглого коврика вы можете увидеть ниже.
Назначение
Детский коврик – это своеобразное первое дидактическое пособие для малышей и родителей. При разработке такого изделия, главной идеей являлось размещение на красочном и ярком полотне разного размера всевозможных развивающих элементов: тканей разных фактур и цветов, музыкальных деталей, погремушек , грызунков и т.д.
Целью такого атрибута является развитие слуха, двигательной активности, познавательной сферы и сенсомоторных навыков крохи. С помощью таких ковриков ребенок в процессе игры учится дотягиваться до игрушек, ползать, сидеть, ходить, различать цвета и формы.
Важно, чтобы коврик соответствовал следующим требованиям:
- Материалы должны быть качественными. Это требование относится не только к ткани, но и к комплектующим элементам, дабы избежать аллергической реакции у малыша.
- Целостность материалов, т.е. отсутствие различного рода повреждений, трещин, сколов, некачественно выполненных швов и т.д.
- Качество сборки изделия надлежит быть высоким. Декоративные элементы и различная фурнитура не должны болтаться, а должны быть прочно пришиты и прикреплены.
- Универсальность полотна. Так как малыши достаточно быстро растут, возникнет необходимость в усовершенствовании данного детского аксессуара. Стоит обратить внимание на то, возможно ли при необходимости менять и дополнять развивающие детали и игрушки на приобретаемом коврике. К примеру, если такой развивающий товар шьется для новорожденных детей, малышей до 3 месяцев и планируется использоваться в дальнейшем, идеальным выбором будут модели с раскладывающимися мягкими бортами и прочными навесными дугами, к которым и может крепиться различный дидактический материал. Наличие в данном изделии дуг и откидных бортиков дает возможность модернизировать и увеличивать игровую площадь.
- Возрастные особенности ребенка. Не стоит шить младенцу переполненное музыкальными и электронными элементами полотно, а также делать коврики-паззлы. Малыши такого возраста только начинают свое знакомство с окружающей средой и не способны логически думать и устанавливать причинно-следственные связи.
- Разнообразие комплектующего материала. Чем больше шумящих, шуршащих, звенящих, сенсомоторных, движущихся, интерактивных, зеркальных, светящихся и т.д. элементов, различных по фактуре, цвету, размеру и форме – тем быстрее и легче ребенок заинтересуется игрой. Такое полотно не только развивает малыша, но и развлекает его, когда родители заняты и не могут на какое-то время уделить ему внимание.
- Мобильность. Возможность при желании легко сложить и транспортировать данное изделие.
- Все элементы детского развивающего коврика должны легко сниматься и отстегиваться, особенно музыкальные и электронные. Это необходимо учитывать, так как полотно временами будет нуждаться в стирке.
Поиски товара, который бы соответствовал всем вышеизложенным требованиям, могут привести родителей к такому результату, где цена на такой детский атрибут будет достаточно высокой. Прекрасный выход из данной ситуации – сделать такой развивающий центр самостоятельно.
Процесс пошива своими руками
Без сомнения, достаточно очевидна и ясна польза от такого изделия для развития малыша. Поэтому, если выбор сделан в пользу самодельного центра, следует немного потрудиться, запастись терпением и фантазией. А для начала надо подумать и решить, как будет выглядеть коврик и какой вариант выбрать для его изготовления, чтобы в результате получился оригинальный атрибут, наполненный родительской любовью, заботой и теплотой.
Для того, чтобы не допустить ошибок в работе по созданию полотна и не навредить малышу, важно учитывать следующие моменты:
Во-первых, присутствие зеркал на коврике недопустимо. Это опасно не только тем, что зеркало может разбиться или его часть может отколоться, но и вредно для зрения малыша, поскольку отражаясь от зеркальной поверхности, свет поляризуется на 100%.
- Предметы для мелкой моторики пальцев рук не должны быть однообразны. Ребенок быстро потеряет интерес к данной игровой деятельности. Необходимо чередовать различные на ощупь фактуры. Это нужно и для того, чтобы всесторонне развивать тактильные ощущения крохи.
- Для основы полотна не стоит выбирать насыщенные однотонные ткани с глянцевым эффектом. Глаза малыша быстро устанут и увлечение игрой пропадет.
- При декорировании изделия важно учитывать уровень развития крохи. Не стоит слишком детализировать и усложнять композицию. Лучше оставить немного свободного пространства для дальнейшего внесения желаемых изменений.
- Использовать в изготовлении данного детского атрибута тканей как холодных, так и теплых оттенков. Цвета должны быть яркие, но не кричащие.
- Важно продумать и то, на какие зоны будет разделено полотно. Подобрать декорированные элементы таким образом, чтобы они уместно смотрелись и отражали идею задуманного.
Выбираем модель
Вариаций детских развивающих полотен достаточно много. Ориентируясь на понравившуюся модель, гораздо легче будет спроектировать свою, сделав ее более совершенной и индивидуальной.
Развивающие мини-площадки можно классифицировать следующим образом.
По возрасту ребенка
- Для новорожденных. Полотно мягкое, яркое. Обязательно наличие бортиков и дуг. Игрушки расположены так, чтобы малыш мог до них дотянуться. Используются дополнительные элементы в виде мягких шнурков, полосок ткани разного материала, гремящих и шуршащих игрушек. Часто такие коврики выпускаются по типу «трансформеры». При желании они достаточно легко складываются, могут перевоплощаться в сумку для игрушек или люльку.
- Для крох от 6 месяцев до 1 года. Чаще всего это коврики с музыкальной атрибутикой. Малыш в это время учится сидеть, ползать и ходить. Пространства для игровой деятельности должно быть много. Ребенку становиться удобней и интересней играть на полу. Исходя из этого, развивающее полотно шьется с поролоновой или синтепоновой вставкой. Низ такого изделия – клеенчатый. Это помогает в чистке его от возможных загрязнений.
- Для малышей от 1 года. Для детей данного возраста выбор можно сделать в пользу двустороннего полотна. Если возникнет желание сменить поле деятельности для игры, просто следует перевернуть изделие. Ребенку – годовичку интересны так же будут музыкальные или электронные коврики, так как кроха стремительно развивает свои слуховые навыки и танцевальные движения.
- Для детей от 2 лет. В это время у малыша развитие речи набирает обороты. Предметно - дидактическая среда игрового поля должна стимулировать кроху активизировать словарный запас по темам: размер, первые цвета, животные и звуки, которые они издают. На этот возраст приходится становление сюжетно – ролевой игры. Идеальным будет выбор развивающего атрибута в виде игровых домиков и дорожек – лабиринтов;
- Для ребят от 3 лет. В этом возрасте дети учатся устанавливать причинно-следственные связи. Основной вид деятельности – сюжетно–ролевая игра. Малыши учатся находить новое применение уже знакомым игрушкам. Активно развивается логика и мышление. Весьма полезны и интересны для ребят такого возраста коврики – паззлы, усложненные дорожки-лабиринты.
С дугами и бортиками
Изделия такой модели достаточно распространенные и востребованные. Дуги, перекрещиваются между собой, довольно просто открепляются от коврика. На них можно подвешивать различные игровые элементы, музыкальные детали и т.д. Бортики–ограничители шьются из мягкой ткани, иногда выполнены в форме валиков.
Для мальчиков и для девочек
Такие полотна могут отличаться по цвету, форме, комплектующим составляющим. Способов, как сделать такие гендерные коврики, огромное количество. Все зависит от фантазии и навыков мастера, взявшегося творить подобное изделие.
У мальчишек преимущественно использование в изделии оттенков синего и голубого цвета и изображение дорожной и строительной техники. Такие «автоковрики» помогут ребенку познакомиться с правилами дорожного движения. В качестве идеи декорирования полотна для юных автолюбителей можно смастерить светофор, в котором необходимо правильно подобрать и прикрепить цвета с помощью липучей ленты или заклепок. Достойно так же будут выглядеть и самодельные машины, умеющие пищать или бренчать из-за помещенных в них мелких деталей.
В декорировании ковриков для девочек за основу берутся красный и розовый цвета, изображены куклы, цветочки, сердечки и т.д. Интересными и актуальными для юных леди покажутся полотна с уклоном на хозяйственный труд: уместно использование различных глубоких карманов, вкладышей, вставок, аппликаций в виде печей, шкафов, в которые при помощи ленты – липучки или клепок можно поместить маленькие тканевые кастрюльки и кукольные платья.
В виде паззлов
Самые распространенные полотна такого вида – это изделия из поливинилхлорида (ПВХ), так как он стойкий к ударам, не жесткий, долгосрочный и теплоудерживающий. Благодаря перечисленным качествам такого сырья, можно быть уверенным в том, что ребенку, играющему на полу, будет тепло и комфортно.
Есть и текстильные коврики-паззлы, которые мамы с удовольствием делают самостоятельно.
Этапы работы
Определившись с моделью детского развивающего коврика, можно приступать непосредственно к его изготовлению. Намного удобней будет работать, опираясь на составленный план действий.
Первый этап – подготовительный. На данном этапе нам нужно:
- Сделать рисунок игрового полотна, учитывая все декоративные добавочные элементы и развивающие детали.
- Подобрать ткань. При выборе ткани, важно учитывать ее гипоаллергенность. Таким качеством обладают: хлопок, бязь, джинсовый материал, байка, атлас, фетр. Если в проекте есть вязаный элемент декора, необходимо выбирать хлопковую пряжу, так как она не только приятна на ощупь, но и не вызывает раздражений на нежной коже ребенка. Не стоит забывать про поролон или синтепон, которые позволят крохе играть на теплом и мягком полотне.
- Подготовить все необходимые инструменты и фурнитуру: ножницы, иголки, нитки, аппликации, фантики, пуговицы, ленточки, замочки-молнии, липкую ленту, шнурки, бусины и т.д.
Второй этап – работа с тканью.
Игровой коврик состоит из двух основных частей – изнаночная и лицевая стороны. Определившись с тканью, формой и размерами изделия, начинаем делать выкройку низа и верха полотна, не забывая про отступы для швов. Далее, следует тщательно обметать края, убедившись в отсутствии торчащих ниток.
Третий этап – работа с декоративной отделкой.
Выбранные тканевые аппликации пришиваем на верхнее полотно, которое является основой коврика. Те же самые действия проделываем с подготовленной фурнитурой, шуршащими и звуковыми деталями, игрушками. Работая с декорированием полотна, особо важно следить за тем, чтобы пристрачиваемые элементы были прочно прикреплены.
Четвертый этап – завершение работы.
На этом этапе с изнаночной стороны сшиваются части полотна – основа и дно. Но для того, чтобы коврик был мягким, необходимо вложить между тканями поролон или синтепон (если он очень тонкий, то понадобится два слоя).
Мастер-класс по изготовлению коврика
Рассмотрим пошагово, как изготовить развивающий коврик с дугами для новорожденного.
Процесс изготовления можно посмотреть на видео:
Шаг первый. Подготовка необходимого инструментария и материала.
Внимание! Ткань для полотна нужно подбирать максимально качественную, например, хлопок. Этот материал достаточно прочный и абсолютно натуральный. Использовать для создания изделия лучше ткани разных тонов – холодных и теплых оттенков.
- примерно 1 метр однотонной яркой ткани на днище и дуги;
- 8 лоскутов ткани в горошек, цветочек, полоску, клеточку или в другой любой рисунок;
- хлопковая тесьма, атласные ленты или полоски ткани (на выбор);
- гимнастический пластиковый обруч, диаметр дуги которого будет равен приблизительно 65 см;
- бумажная выкройка в форме квадрата со сторонами длиной 45см;
Внимание! Стороны квадратной бумажной выкройки будут меняться в зависимости от диаметра выбранного обруча. Если дуга будет длиннее, соответственно размер изделия получиться больше.
- ножницы, иголка, нитки, канцелярский нож, булавки;
- синтепон: 2 метра на дуги и 1 метр на основание полотна.
Когда в доме появляется ребёнок, первое, о чём думают родители - это его воспитание и развитие. И важно ведь не просто воспитать и вырастить, нужно сделать это правильно. Но вот незадача: о плодах своих педагогических трудов родители узнают лишь тогда, когда малыш вырастет. Что же делать сейчас?
Для начала успокоиться. Лишняя суета ещё не помогла ни в одном деле, а уж тем более в таком сложном и времязатратном, как воспитание. Психологическое и эмоциональное здоровье ребёнка полностью зависит от вас, а точнее, от атмосферы, которая царит в вашем доме. Но и это ещё не всё. Важную роль в воспитании и развитии детей занимают детские игрушки. И в этом современные производители довольно преуспели. Зайдя в детский магазин, глаза разбегаются даже у взрослых.
Но не нужно скупать всё подряд. Тем более, если кое-что можно сделать и своими руками.
Тематика ковра может быть разнообразной. Это может быть и огород с овощами, и лесная опушка, и проезжая часть дороги, переполненная паралоновыми машинами. Абсолютно любая картинка оживёт, если приложить немного сил и включить фантазию. Конечно, коврик имеет не просто визуальное значение. Это непросто объёмная картинка, это дидактическое пособие по развитию . С его помощью мы сможем выучить цвета и формы, освоим счёт, поработаем над связной речью. Всё возможно, если очень этого захотеть.
Возрастные пределы учитываются в первую очередь при создании такого детского коврика. Для совсем маленького крохи мы можем пришить грызунки и погремушки, ткани разнообразных фактур. Основным моментом для маленького ребёнка является не пристальное внимание к деталям, а привлекательность игрушки. Она должна быть яркой, звонкой и, главное, полностью безопасной для малыша.
Мы нередко хотим, чтобы наш ребёнок был во многом лучше других. Но это всё труд, ничего ведь не бывает просто так. Так вот, над вниманием и моторикой нужно начинать работать уже с самого юного возраста. Если занятия будут регулярными результат не заставит себя долго ждать.
Плюсы
Основы изготовления
Для начала нужно определиться с основой. С этим нам поможет поролон или детское одеяло. Второй вариант намного практичнее, потому как затраты на него окупят себя целиком и полностью. Всё дело в том, что если мы возьмём уже готовую основу в виде коврика для ребёнка, то его не придётся обшивать сверху ещё одним слоем ткани. А экономия в семье - прежде всего!
Но если у вас не нашлось подходящего одеяла стоит подобрать натуральную ткань для обшивки поролона. Ткань должна быть не жёсткая, особенно если коврик изготовляется для младенца, которые ещё не может самостоятельно держать головку.
Вам потребуются:
Последовательность создания
В самом начале этого трудного, но творческого пути вам нужно решить каким будет размер коврика. Если мы говорим о годовалом ребёнке совершенно лишним будет шить для него ковёр размером с комнатный. Да, ребёнок должен свободно помещаться на коврике, ползать и передвигаться, но не теряться.
Во-вторых, нижнюю часть коврика стоит сделать клеёнчатой. Это упростит процесс чистки изделия. Говоря о материалах, стоит упомянуть и о том, что ткани не должны линять при стирке и они обязательно должны быть натуральными.
Для лучшего результата вам нужен исходник. То есть пример коврика, который вы хотите. Такая шпаргалка даст возможность вам воплотить в этом изделии именно то, что вы хотите и то, что нужно вашему ребёнку.
Для детей двух лет можно создать на коврике сюжетный рисунок, добавив персонажей. Затем мы распределяем всё, что мы хотим прикрепить, по зонам развития. Есть тактильная зона - здесь у нас будут нашиты ткани разных фактур, бусины, молнии. Следующая зона - звуковая. Здесь мы сможем прикрепить погремушки, счёты, ксилофон, барабаны для деток.
Одним из самых интересных и полезных элементов детского коврика является зеркало. Оно заслуживает своей отдельной зоны. С его помощью ребёнок учится познавать себя, видеть эмоции у себя на лице.
Но элементы на развивающем коврике могут быть не только статичными. Существуют ещё так называемые игровые элементы. Это части коврика, которые двигаются, прыгают, летают, то есть делают всё то, что так любят наши малыши.
Такие элементы придумать несложно. Примером одной из наипростейших игр является Музыкальная ягода. Для её создания нам понадобится:
- яйцо из киндера;
- пуговицы или бусины;
- ткань розового и зелёного цветов.
Для начала мы наполняем нашу коробочку бусинами или мелкими пуговицами. Затем нужно задекорировать это жёлтое пластмассовое яйцо и создать из него ягодку. В этом случае у нас должна получится малинка. Сама ягода будет розового цвета - для это достаточно создать мешочек из ткани, вложить туда яйцо и сшить края. А вот зелёный цвет ткани послужить нам листочками для нашей ягоды . Готовую композицию мы пришиваем к коврику и наблюдаем за действиями ребёнка. По многочисленным советам молодых мам на форумах можно с уверенностью сказать - такая игрушка принесёт радость вашему ребёнку!
Ещё одним примером игровых элементов является Паровоз для животных. Изначально нужно определиться с какими именно животными - дикими или домашними - мы хотим познакомить нашего малыша. Затем нам необходимо подготовить кармашки для наших зверей. Количество кармашков должно соответствовать количеству животных. Таким образом, игра увлечёт малыш на более длительное время и будет более интересной. Процесс декорирования паровоза зависит только от вашей фантазии. Например, вместо колёс состава мы можем пришить пуговки, а дымом, выходящим из огромной трубы паровоза нам, послужит лента ткани с бахромой.
Не менее популярной игрой является Яблоко с червячком. Размер яблока должен быть таким, чтобы червяк смог спрятаться в него как только малыш потянет за хвост червяка. Также интересна для детей игра Божья коровка. На первый взгляд - обыкновенное насекомое, но стоит лишь расстегнуть молнию, установленную между крыльями так сразу же появляется ещё одна , не менее интересная игрушка.
Родители, которые уже успели опробовать коврик на себе, делятся советами. Во-первых, все элементы, из которых состоит коврик, должны быть безопасными для жизни и здоровья вашего ребёнка. Ребёнку достаточно секунды, чтобы проглотить бусину или пуговицу, так что совет №2: пришиваем всё намертво. В-третьих, целесообразнее всего крепить большинство деталей коврика на специальные липучки. Таким образом, вы с лёгкостью сможете заменить тот или иной компонент игры в любой удобный для вас момент.
И к тому же ребёнок не будет играться одним таким ковриком всё своё детство. По мере взросления у него будут меняться интересы, он будет приобретать новые навыки и овладеет новыми для себя знаниями. Потребность в элементарных играх пропадёт, любимые персонажи поменяются, а то, что казалось далёким, станет немного ближе. Но вы всегда сможете обновить коврик соответственно возрасту и предпочтениям малыша. Нравятся динозавры? Пожалуйста, вот тебе и синтепоновые тирексы и паралоновые горы. Любишь поезда? Давай создадим целое железнодорожное депо вместе!
Совместное времяпрепровождение с ребёнком куда ценнее покупных игрушек. Вы можете потерять время, проведённое вместе, а это главное в процессе воспитания. Идеи для создания могут быть абсолютно разными - и в виде пазлов, и коврик с приключениями и лабиринтами, и коврик-оркестр. Но результат будет всегда один: это довольный ребёнок и счастливые родители.
Знают, каким многогранным бывает детский коврик. Своими руками можно сделать массажный, напольный, развивающий, сенсорный, игровой, прикроватный, «пазловый», стильный половик.
Круглые плетеные коврики
Для большинства людей циновка выполняет только одну функцию - уберечь ноги от холодного линолеума, кафеля, пола. Поэтому мастерицы вяжут, плетут, шьют прямоугольные, из разного материала с учетом их местонахождения.
У кровати лежат шерстяные теплые половики. Один из вариантов их создания - это плетение. Для этого старые вязаные вещи разрезаете на широкие одинаковые полосы так, чтобы потом обработать края, сложив отрезки по длинной стороне. Лоскуты поделите на три кучки, чтобы сшить три ленты.
Теперь верхушку полос сшиваете, начинаете плести косу до конца. Затем сворачиваете ее по спирали, сшивая стороны между собой. А чтобы половик прослужил дольше, к изнаночной стороне пришиваете плотную ткань (как для мебельной обивки).
Также можно сделать детские напольные (хлопок, ситец, джинсы, махровые полотенца), только рассортируйте ткань по фактуре. К краям можно пришить бахрому.
Из ткани
Из старых джинсов получаются неплохие коврики, при этом используются самые разные части (карманы, плотная ткань, как на ремне, сами джинсы, лейблы). Но чтобы набрать нужное количество этих элементов, потребуется много времени, поэтому возьмите оставшуюся ткань, нарежьте узкими полосками (ширина около 2-2,5 сантиметра).
Из полосок сшейте розы. Принцип тот же, что и при изготовлении атласных цветов. Скручиваете трубочкой край ткани, потом, крутя и переворачивая ленту, формируете лепесток, фиксируя его нитками. Заготовленные розы пришиваете к основе ковра (может быть тоже из джинсов). Получается плотный цветочный половик.
Но из ткани могут быть и коврики с рисунком. Просто кроите основу покрытия и сюжетные аппликации. Это могут быть сказочные любимые герои или произвольная, например морская, тема. Затем аппликации пришиваете к тканевой основе. Если нужно плотное покрытие, то его верхнюю часть сшиваете с подкладочным наполнителем и изнаночной стороной циновки.
Развивающий детский коврик своими руками: мастер-класс
Развивающий коврик от предыдущего «рисуночного» покрытия отличается съемными, многофункциональностью, образовательной направленностью. В зависимости от возраста ребенка, его интересов у изделия будет тот или иной сюжет. Достоинство таких половиков заключается в том, что надоевшие ребенку аппликации можно заменить новыми элементами.
Чтобы сделать развивающие детские коврики с игрушками для младенца, потребуется ткань, синтепон, обруч, крепления, прочая фурнитура. Сначала раскроите по метру внешнюю и внутреннюю часть половика, синтепоновую подкладку (столько слоев, чтобы было мягко ребенку).
Далее к «лицу» коврика пришиваете разные отрезки цветной ткани. Например, четыре прямоугольника шириной 21,5 см, длиной по 63 см и 100 см, квадрат со стороной 63 см. При этом аппликации располагаете только на прямоугольниках. Сшиваете все слои ковра.
Из обруча сделайте две дуги, оберните синтепоном, вставьте в тканевые сшитые «мешочки». При помощи креплений перекрещенные дуги устойчиво стоят даже с подвешенными погремушками.
Развивающий коврик для младших дошкольников
Детские коврики с игрушками также хороши для дошколят. Шьется покрытие без дуг, что упрощает процесс шитья. Половик можно разделить на секции, которые связаны одним сюжетом или расположены хаотично. К примеру, он может иметь следующие сектора:
- яблоко с кольцами по диагонали: если потянуть за них, червячок выглядывает или прячется;
- забор на кнопках, где перекладины предназначены для плетения;
- пруд с молнией, откуда за веревочку можно вытащить рыбу;
- домик с закрытой дверкой (на липучке), за которой прячется мышка;
- цветик-семицветик, у которого лепестки с разным наполнителем;
- грузовик, у которого колеса на пуговицах, а груз (геометрические фигуры) на веревочках;
- рукавица с ремнем для развития сенсорной сферы;
- кармашки на кнопках, где находятся части домика и елочки, которые нужно прилепить на липучки снизу.
Коврик можно сшить цельным сюжетом. К примеру, смастерите сюжет любимой сказки со съемными объемными аппликациями, используя всевозможные виды ткани, наполнителя, креплений.
Массажный детский коврик своими руками
Для детей просто необходимы массажные покрытия. Самый простой вариант - сделать дорожку из квадратов с разными поверхностями:
- пластиковые крышки, перевернутые отверстием вверх;
- пробки от винных бутылок (как целые, так и разрезанные по длине);
- плоская крупная галька;
- стеклянные камни "Марблс" (есть в цветочных или рукодельных отделах);
- гладкие дощечки;
- пуговицы;
- пластиковые решетки для раковины;
- пластмассовые трубки;
- карандаши или от фломастеров корпус, выложенные лесенкой;
- шарики резиновые, деревянные;
- трава искусственная;
- очень мягкий коврик с длинными ворсинками (есть в отделе по уборке дома);
- тканевые кармашки с крупой, солью, бобовыми, каштаном, желудями;
- помпоны из разной пряжи, полиэтилена;
- канат, веревки, выложенные змейкой, геометрической фигурой;
- следы ног и рук из линолеума, пластика, резиновых ковриков.
Обратите внимание, что каштаны, желуди нужно промыть, просушить в духовке, иначе они будут плесневеть, выделять неприятный запах. Природный материал, как и крупу, лучше размещать в съемных карманах или на молнии.
Еще один вариант
Можно сшить многофункциональный большой детский коврик с массажным и развивающим уклоном. Покрытие можно сделать тематическим: времена года, преодоление препятствий, математика, сказка… При этом сначала продумайте задания, их образ, материал.
Например, математический ковер имеет такие задания:
- геометрические формы из камней "Марблс", гальки, крышек, пробок;
- большие, маленькие, широкие, узкие, короткие, длинные фигуры;
- формы по цветам из цветных крышек;
- счет из ромашек с разным количеством лепестков, тканевые с разным количеством пятен;
- цифры, выложенные веревками.
Материал лучше делать на одном квадрате (30 х 30 см) с креплением (липучки, пуговицы, кнопки). То есть если нужно закрепить цвет и форму, сооружаете из деталей геометрическое поле. Конечно, это работа кропотливая, но зато можно дополнять коврик новыми заданиями. Такие маленькие квадраты можно использовать для массажа рук, дополнив их съемными «сенсорными» аппликациями.
Половики из ниток
Еще можно смастерить детский Для этого нужны пряжа, ткань, инструмент, безграничное терпение. При помощи картонных заготовок, вилки делаете разной величины плотные помпоны (для жесткости не жалейте ниток). Их нужно много (концы помпонов не отрезайте).
Далее отрежьте на сетке круг, обработайте края. Крючком протягивайте концы шариков через отверстия сетки, завязываете узлом. Располагаете помпоны близко друг к другу. Затем сетку с помпонами пришиваете к плотной ткани. Первый коврик готов.
Второй вариант проще по исполнению, но также трудоемкий. В каждое отверстие сетки просовываете крючком отрезок нити, затягиваете как бахрому. Так можно выложить любой узор. На заключительном этапе сшиваете сетку с плотной тканью.
Третий вариант коврика из ниток особенно кропотлив. На картонные заготовки наматываете плотно пряжу (ширина картона соответствует длине ворса циновки). С одного края иглой и ниткой прошиваете намотку, с другого разрезаете (картон убираете). Полученную бахрому по центру проходите машинкой. Так делаете новые ряды, пришивая их плотно друг к другу.
Объемные модели
Как сшить коврик за короткий промежуток времени, чтобы на нем было удобно лежать или играть? Просто возьмите ткань, наполнитель, молнии, швейную машинку. Для начала материал раскроите по размеру коврика. Лучше для низа брать плотную непромокаемую ткань.
К примеру, раскроили два длинных прямоугольника. С изнаночной стороны прошили три стороны, вывернули. Теперь мылом по длинной стороне отметьте пять секторов, прошейте. Получился мешок на пять секторов. В каждый отдел вшиваете молнию, набиваете синтепоном. Первый коврик готов.
Если не обделены временем, то шьете половик из шариков. Из ткани вырезаете одинаковые круги, наживляете их, кладете синтепон, затягиваете нить. Раскладываете узор из шаров. Измеряете размеры коврика, отрезаете ткань под основу. Пришиваете шары, обработав края покрытия.
Для вязальщиц есть модный и трудоемкий вариант. Свяжите филейную сетку. На листе начертите ее размеры, по клеткам нарисуйте узор. Затем вводите крючок определенного цвета и вяжете столбики с двумя накидами по рисунку схемы.
«Подарочные» покрытия
Детские напольные коврики могут стать прекрасным подарком, только нужно подобрать нестандартный сюжет.
- Развивающий коврик-бегемот для младенцев. Ребенок видит на полу бегемота, может изучить части мордочки и тела (голова выпуклая), развить сенсорное восприятие за счет разнообразных наполнителей, аппликаций.
- Стильный осенний коврик для девочек. Основу покрытия зашиваете разноцветными листьями (фетровыми или шерстяными).
- Летняя циновка. Идея как у предыдущего покрытия, только ткань (основа) зашивается анютиными глазками.
- Коврик-пазл со съемными аппликациями, выполненный по мотивам логических игр.
- Светящийся в темноте. Закрытую светодиодную ленту обвязываете веревкой при помощи крючка, связываете в круг, оставив конец для подключения к блоку питания.
- Театральная циновка, иллюстрирующая сюжет любимой сказки. В этом варианте аппликации крупные, без фона. Например, коврик с лисой, зайцем на лесной поляне предполагает аппликации зверей, пенька, деревьев, цветов, кустов, травы.
Напольные покрытия из пазлов
Коврик-пазл декорирует интерьер, развивает моторику, логику, воображение у детей и скрашивает семейные вечера. Представляет собой набор огромных элементов.
Есть несколько вариантов покрытий:
- плоские пазлы из старого ковролина, покупных резиновых ковриков;
- объемные детали из ткани, наполненные синтепоном;
- пазлы в виде животных;
- элементы с аппликациями, которые находятся на разных деталях.
Крепление у таких ковриков тоже разное:
- пазлы крепятся за счет своей формы (выпуклых и вогнутых частей);
- соединение элементов за счет липкой ленты;
- крепление пуговицами;
- детали соединяются кнопками.
Чтобы сделать «пазловое» покрытие, из картона вырежьте полноразмерную форму ковра. Нарисуйте выкройки с выемками и выпуклыми деталями. Вырежьте их. Каждого пазла делаете по два лекала (лицо и изнанка). Еще нарезаете одинаковые полоски-боковины, за счет которых создается объем. Детали пазла пришиваете к боковой заготовке, наполняете синтепоном, зашиваете до конца. Так шьете все детали.
Не спешите покупать дорогой детский коврик. Своими руками можно сделать любое покрытие. Для младенцев можете лишь приобрести дуги, если супруг не сможет помочь, а сам половик сошьете лучше магазинного. А со взрослым ребенком можете выбрать дизайн и смастерить покрытие вместе. Не жалейте времени, так как такой коврик может радовать не одно поколение.